— Хотите, перезвоним?
  

Юрист, коуч, кредит


Большая часть стартапов закрывается в первый год работы. Непродуманная концепция, нехватка опыта, недостаток финансирования, высокая конкуренция — лишь малая часть причин ранней «смерти» проектов. Что же нужно сделать начинающему предпринимателю, чтобы обеспечить своей бизнес-идее хорошее будущее?

Текст: Анастасия Столбова

Представьте, что вы запускаете новый проект и хотите обеспечить себе преимущество на рынке. Что самое главное на этом этапе? Обратиться к квалифицированному юристу и составлять лучшие и самые грамотные договоры? Пойти к коучу или бизнес-ангелу, который бы отвечал на ваши вопросы и помогал бы в режиме 24/7? Завести персональную CRM-систему и с ее помощью отладить процессы в коллективе, контролируя все этапы работы? Сконцентрироваться на соцсетях, продажах, клиентском сервисе? Что же выбрать? Или один из этих шагов не обеспечит однозначного конкурентного преимущества и нужно внедрять сразу несколько инструментов?

Работайте над качеством

Сейчас много сверхмотивированных людей, не умеющих и зачастую не желающих даже научиться делать что-то хорошо. А ведь именно качество товара — самая лучшая возможность превратить его в деньги.

Стас Ваксман
Основатель компании Vaksman&Partners, специалист по построению эффективных отделов продаж, автор курсов и тренингов по продажам:

— Если мы говорим о стартапе, вы должны быть уверены в качестве и актуальности продукта. Не лишним будет опробовать продукцию конкурентов на себе и пройти весь путь от лида до клиента, чтобы понимать чем вы на самом деле отличаетесь от конкурентов. Чтобы определить интерес, следует обозначить свою целевую аудиторию, понять емкость рынка и провести маркетинговое исследование.

Главное, как сказал бы господин Форд, отделять домыслы от фактов, или, как сейчас модно говорить, мух от котлет. Мозг — орган довольно хитрый, и на этапе вдохновения способен тотально игнорировать факты и язык цифр. 95% стартапов прогорают, так как их основатели просто поверили в идею, но даже не попытались узнать, интересно ли их предложение миру.

Научитесь экономить и инвестировать

На старте важно приучить себя к рациональному расходованию средств. Любые траты, которые не несут прямой финансовой выгоды или не перекрывают риски, должны быть сведены к минимуму. Не стесняйтесь обращаться за советами, перенимать стратегии и тактики успешных конкурентов. Чем больше свободных средств, тем больше вы можете вкладываться в развитие.

Юлия Овчинникова
Директор коммерческого департамента ОАК24:

— Не настраивайте себя на путь проб и ошибок. Все идеально не бывает, но вы должны быть уверены в том, что у вас «прикрыты тылы» и вы используете уже проверенные решения.

На чем нельзя экономить?
На качестве самого продукта/сервиса и на финансово-правовом обеспечении. Здесь должно быть максимум отточенности, проверок, консультаций. Разбирайтесь сами, ходите на семинары, привлекайте экспертов, владейте всей информацией, контролируйте каждое звено. Это фундамент. Есть один очень важный момент. Если вы запускаете продукт-бомбу, который на голову превосходит предложения конкурентов и даже со всеми недоработками взорвет рынок, — действуйте. Это особенно касается программных решений. Первенство здесь многое определяет.

На чем экономить можно?
Прежде всего — на продвижении: знакомимся в сети с азами интернет-маркетинга и используем партизанский маркетинг. Ориентируемся на шаблоны, логику размещения элементов на сайтах успешных конкурентов. По возможности используем те же рекламные площадки и методы продвижения, копируем стиль коммуникации, фактическую часть предложений, порядок и способы обработки заявок и коммуникации с клиентами.

Делегируйте наиболее трудоемкие фоновые задачи стороннему подрядчику, оставив за собой и штатными сотрудниками только стратегические направления: развитие, продажи.

Можно сэкономить за счет командного труда и партнерских решений. Используйте краудсорсинговый инструментарий и потенциал. На самом деле, он изначально присутствует в каждом втором стартапе. Сегодня это и значительная экономия времени, и постоянный источник идей и инвестиций, которые помогут быть на волне, а чаще даже опережать время.

Займитесь планированием

Немаловажным условием успеха является грамотное планирование, в частности — наличие бизнес-плана, предусматривающего как реалистичный, так и пессимистичный сценарий.

Дарья Горякина
Заместитель генерального директора по коммерции лабораторной службы «Хеликс»:

— Многие начинающие предприниматели пренебрегают планированием, рассчитывая на удачу и собственные находчивость и ловкость, но такая беспечность может стоить вам бизнеса. Необходимо четко определить полную сумму требуемых инвестиций, а также запас прочности для поддержания работы точки до ее выхода на самоокупаемость. Разработайте план действий и график достижения целевых финансовых показателей. Учтите все, что может «пойти не так», и заложите расходы на ликвидацию последствий таких форс-мажоров в ваш бизнес-план.

Предоставление качественных услуг и клиентоориентированность — основа основ в любом бизнесе. С самого начала настаивайте на неукоснительном выполнении стандартов качества. Плотно взаимодействуйте с рынком: «ловите» тренды, меняйтесь под новые тенденции, будьте всегда готовы к трансформации. Будьте полностью вовлечены в свой бизнес: знайте каждый винтик своего дела. Только полное погружение раскрывает глаза на ошибки и дает возможность что-то улучшить, изменить.

Грамотно подбирайте команду

Первостепенная обязанность собственника — найти, соблазнить и уговорить человека, который нужный или больший вам результат уже делал.

Ирина Каримова
Основатель и руководитель компании «Совет директоров»:

— Быстро стартовать позволит команда профи. Не новичков. Лояльность и преданность — это нужные качества, которые станут первостепенными, когда проект наберет «нужную высоту». Вначале же стоит задача создать условия для «распаковки» навыков сотрудников. Нравится цитата Стива Джобса: «Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем рассказывать им, что делать. Мы нанимаем умных людей, чтобы они могли рассказать нам, что делать».

Единственный дефицитный и, увы, невосполнимый ресурс, — это время. Вы можете прочитать много книг или пройти путь предпринимателя через опыт собственных ошибок. Но если стоит задача быстро стартовать и обогнать конкурентов, то времени для этого нет. Поэтому тренинги и наставничество — это ваш шанс обойти «грабли» и получить пошаговую инструкцию по построению бизнеса.

Не пренебрегайте личным брендом

В бизнесе очень важна персонализация — люди больше доверяют компании, если знают ее лидера и симпатизируют ему.

Валерий Золотухин
Президент компании VIVO, основатель инвестиционной группы IMPEX:

— Мой совет всем стартаперам: не бойтесь говорить о себе, будьте открытыми, заводите личный блог, пишите о своих мыслях, идеях, делитесь и хорошими, и плохими новостями, будьте честны. Это поможет и привлечь инвестора, и привлечь пассионарных людей в команду, и сформировать пул лояльных покупателей.

Начните с изучения лучших практик. Посмотрите, кто является лидерами в вашей отрасли, постарайтесь познакомиться с ними или даже устроиться на работу в эти компании. Какой бы гениальной ни казалась вам ваша идея, смиритесь: вы не придумаете ничего принципиально нового, надо уметь перенимать лучшие практики и учиться на чужих ошибках.

Научитесь быть настойчивыми и обаятельными. Многие бросают работу при первых же трудностях. Если вера в выбор ниши и продукта твердая, то надо настраиваться на «марафон» и быть готовым идти до конца, несмотря ни на что. Надо увлекать людей своей идеей. Именно люди являются конкурентным преимуществом любого бизнеса, а умение привлекать лучших — ваше огромное преимущество.

Компанию надо создавать, имея хоть какой-то свой капитал. Есть два разумных способа его получить: накопить, работая по найму, или занять у FFF (friends, family, fools — друзей, семьи или «дураков»). Умение привлекать деньги инвесторов и делать так, чтобы твою компанию высоко оценили, — это важнейший фактор, если вы намерены вырасти в крупный бизнес. Основателю нужно этому учиться.

Строить мультиформатный многофункциональный холдинг — дело крайне сложное. Как правило, предприниматели, которые ведут одновременно 3—5—10—20 бизнесов, либо имеют за плечами многолетний опыт, либо остаются низкоэффективными во всех сферах.

Еще один фактор успеха — автоматизация процессов. Современные технологии позволяют минимизировать человеческий фактор, собирать аналитику и выявлять скрытый потенциал повышения эффективности бизнеса. На начальном этапе все это очень пригодится, так что не пренебрегайте такими вещами, как менеджер задач, система чатов, CRM и так далее. Те компании, которые смогут у себя это внедрить, получат огромное преимущество.


Журнал Понедельник
23.01.2018

Возврат к списку


Контакты