Работники 14+. Как новые правила трудоустройства подростков скажутся на работодателях
На вопросы отвечает Набережнева Елена, ведущий менеджер HR-департамента Объединённой Аутсорсинговой Компании:
1. Как много компаний на рынке труда Санкт-Петербурга и Ленобласти, использующих труд подростков? Например, в процентном соотношении. В каких сферах обычно работают эти компании?
«По нашим данным, подростковый труд используют не более 1 % компаний. Это предприятия из сфер торговли, рекламы, event, кинопроизводства, интерактивных развлечений, где существует массовая потребность в молодом и динамичном персонале без специальной подготовки.
Подростков приглашают на позиции промоутеров, аниматоров, актеров (массовка), сотрудников, выполняющих мелкие учетные или контрольные функции.
Рынок информационных технологий, digital-продуктов, диверсификация маркетинга «породили» вакансии, требующие именно тинейджерского образа мысли и соответствующего пользовательского и коммуникативного опыта. Подростки участвуют в тестировании игр, приложений, контент-маркетинге, администрировании соцсетей, мониторинговых проектах. Некоторые организации, особенно финансовые и IT-гиганты, руководствуясь зарубежным опытом, берут на подработку первокурсников, чтобы готовить их «под себя» с перспективой дальнейшего трудоустройства».
2. Как новые правила по трудоустройству подростков повлияют на работодателя? Как вы относитесь к новой норме? (Расскажите о политике ОАК в отношении использования труда подростков?) Если вы не используете труд подростков, то почему и как рассматриваете теоретическую возможность использовать?
«Не думаю, что перемены произойдут резко. Многое будет зависеть от социально-экономической обстановки и нагрузки на бизнес. Но все понимают, что рынок труда в России постепенно меняется и уходит от «серых» схем. Другого пути нет.
Создание кадрового резерва из молодых и амбициозных людей – один из приоритетов ОАК. Мы активно приглашаем на стажировку и работу выпускников ВУЗов, а в период каникул у нас трудятся старшеклассники и студенты первых курсов, желающие развиваться в сфере HR, психологии и т.п. Наиболее талантливым и проявившим себя подросткам мы предлагаем возможность частичной занятости на время учебы в университете, а затем (по окончанию ВУЗа) – трудоустройство на полный рабочий день».
3. Насколько выгодно для работодателя использовать в качестве рабочей силы подростков? Насколько сильно влияет сфера деятельности компании? Ведь речь идет о работниках без квалификации, опыта работы и вместе с тем с особыми требованиями по трудоустройству.
«Многое зависит от профиля деятельности компании. Подростков выгодно задействовать в массовых проектах, требующих не столько квалификации, сколько исполнительности и механических действий. Те же промо-проекты, например, или обработка информации. Даже с учетом всей специфики трудоустройства – это один из путей оптимизации затрат на персонал. Особенно, если речь идет о временных (сезонных) или тестовых проектах».