Федеральная налоговая служба, как и другие государственные структуры, контролируют надлежащие исполнение закона предпринимателями. Выездные и камеральные проверки нарушений налогового законодательства, являются средством контроля предпринимателей. Процесс проверки в соответствии со статьей 82 НК РФ заключается в сопоставлении предоставленных данных от налогоплательщика с физическими. Проверяющие органы по итогам проверки составляют акт с полным перечнем нарушений и требований по их устранению.
Специалисты ОАК советуют обратить внимание на закон №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, регулирующий порядок защиты бизнеса при проведении государственного и муниципального контроля. Особенностью внеплановой проверки служит – предварительная ревизия, которая осуществляется при получении обоснованной жалобы о несоблюдении организацией законодательства, либо по запросу от прокуратуры. Риск попасть под выездную налоговую проверку повышается, если принято решение о закрытии бизнеса, изменении его структуры, либо при остром конфликте с клиентами/конкурентами, которые могут сообщить в налоговую о нарушении законодательства.
Согласно приложению 2 к приказу № ММ-3-06/333 от 30.05.2007 причинами налоговой проверки могут стать:
нагрузка по налогам ниже среднего уровня по отрасли, определяется отношением суммы налога к полученной выручке;
зарплаты сотрудников ниже средней в регионе, по данному виду деятельности;
если компания не реагирует на запросы инспекции, например, не предоставляют документы;
смена юридического адреса компании чаще, чем раз в год;
суммы доходов превышают расходы, либо компания показывает убытки в течение нескольких налоговых периодов.
Специалисты ОАК предупреждают, что письмо ФНС России от 18.11.2010 № АС-37-2/15853 позволяет налоговым органам не уведомлять налогоплательщиков о намерении проведения выездных налоговых проверок, но при этом можно обратить внимание на подготовительный анализ инспекции, например, встречные проверки прямых контрагентов.